Проект создания или модернизации ЦОД представляет собой сложную цепочку мер, действий, обоснований и расчетов, направленных на достижение единой цели - предоставление Заказчику надежного ЦОД, обеспечивающего круглосуточный доступ к необходимым для бизнеса информационным сервисам.
Эти меры и действия, как правило, предусматриваются отдельными проектами, выполняемыми автономными рабочими группами. Поэтому задачей управляющего звена Заказчика является не только правильно проанализировать предпосылки проекта, но и оптимально увязать между собой параметры, сроки и бюджеты всех проектов, реализуемых в рамках разработанной концепции по созданию/модернизации ЦОД. При этом необходимо уделить особое внимание проработке защиты от рисков и угроз, которые могут возникнуть
- на стыке ИТ-, строительства, инжиниринга сетей связи,
- в процессе создания и эксплуатации каждой системы, входящей в инфраструктуру ЦОД,
- вследствие неблагоприятного воздействия внешних факторов, в том числе не поддающихся прогнозам.
Предпосылки проекта создания ЦОД
В качестве наиболее распространенных причин, побуждающих Заказчиков принять решение о создании ЦОД следует выделить:
- Дефицит площадей существующей серверной - это один из наиболее
распространенных вариантов перехода Заказчика на новую для него ступень
организации своих ИТ-ресурсов. Как правило, создавшаяся ситуация
мотивирует Заказчика не только обеспечить себя более просторным
помещением для хранения оборудования, но и оценить свои планы на
ближайшую перспективу.
- Потребность в физической консолидации парка серверов - этот вариант
присущ компаниям, обладающим развитой сетью представительств
и филиалов, обслуживаемых "персональными" серверными комнатами.
Создаваемый ЦОД может стать как основным местом размещения серверных,
так и единым резервным ресурсом.
- Потребность в централизованном управлении данными и серверными ресурсами - по мере развития компании
- Осознание угрозы возникновения форс-мажора или нештатной ситуации,
вследствие которой серверные ресурсы могут быть полностью или частично
утрачены
- Планируемое наращивание ИТ-ресурсов для обеспечения решения задач развития бизнеса
- Моральное устаревание существующего ЦОД
Требования к итогам проекта
Основным показателем успешности проекта является обеспечение
заявленных параметров его надежности (определяются согласно положениям стандарта
TIA 942). Помимо этого принимаются во внимание такие факторы, как:
- соблюдение сроков реализации основных работ,
- степень расхождения плановых и реальных бюджетных показателей,
- готовность ЦОД к последующему развитию и модернизации основного оборудования,
- отсутствие необходимости выполнения дополнительных "грязных" работ в процессе штатной эксплуатации ЦОД,
- наличие и состояние всех необходимых видов проектной документации.
Кроме того, при выполнении проекта необходимо избегать рисков и ошибок - как наиболее распространенных, так и тех, которые были обусловлены спецификой конкретного проекта.Важным условием успешности проекта создания ЦОД является его "привязка" к ИТ- и бизнес-стратегии Заказчика. Только в этом случае можно правильно определить цели и задачи проекта, разработать всю необходимую концептуальную и рабочую документацию, с высокой степенью точности (до 10%) определить и обосновать бюджет.
В качестве исходных данных проекта обычно принимаются:
- Базовые параметры оборудования, предназначенного для размещения в ЦОД + сведения о сроках его поступления
- Имеющаяся и планируемая численность стойко-мест с учетом их типа и конструктивных особенностей,
- Требования к энергопотреблению,
- Требования к уровню надежности.
К ключевым параметрам проекта следует отнести:
- Назначение – основной или резервный ЦОД,
- Площадь – включая вспомогательные помещения,
- Срок реализации проекта ( не менее 8 месяцев) и его отдельных этапов,
- Состав проектных работ:
- архитектурно-строительные решения
- общестроительные и отделочные работы
- инженерная инфраструктура серверной
- каналы связи
- Бюджет – определяется с точностью до 5 - 10%
Признаки неудачного проекта и их причины
При создании ЦОД собственными силами, либо силами компании, не
имевшей достаточного опыта реализации таких проектов, нередко возникают
ситуации, требующие оперативного решения или возврата на более ранние
стадии. Как правило, они характеризуются следующими признаками:
- Встает выбор между качеством ЦОД и намеченными сроками его сдачи в эксплуатацию;
- Реальная стоимость проекта оказывается далеко за рамками утвержденного бюджета;
- Применяются технически необоснованные инжиниринговые решения;
- Налицо нерациональная организация энергообеспечения ЦОД и каналов связи;
- Низкая продуктивность взаимодействия подрядчиков, нарастание организационных конфликтов.
Если Вы зафиксировали хотя бы один из вышеперечисленных признаков,
то Ваш проект находится под угрозой реального срыва. Необходимо оценить
причину создавшегося положения дел и заново пройти всю проектную
цепочку. Сделать это поможет перечень наиболее частых причин провала
проектов создания ЦОД:
- Проект изначально привязывается к определенной дате;
- Проект изначально привязывается к абстрактной сумме, взятой "с потолка";
- Управление проектом передается команде, имеющей опыт реализации схожих работ (т.е. не имевшей реального опыта создания ЦОД);
- При определении ИТ-потребностей бизнеса в создаваемом ЦОД был
использован "кусочный" (фрагментарный) подход, который не учитывал
интересов бизнеса в целом, либо оставлял проигнорированными
профессиональные интересы и злободневные требования отдельных
подразделений;
- Топ-менеджмент Заказчика не вовлечен в процесс управления проектом создания ЦОД.
Чем раньше это будет сделана такая переоценка, тем выше вероятность
того, что в конечном итоге Ваш ЦОД будет соответствовать тем критериям
качества, надежности и безопасности, которые необходимы Вашему бизнесу.
[dc]2 поможет Вам сделать это максимально результативно
и, что особенно важно, с гарантированным качеством. При этом Ваш
персонал будет избавлен от необходимости погружаться в незнакомую
предметную область и учиться на собственных ошибках. Каждый должен
заниматься своим делом и выполнять его хорошо. Не так ли?
|